Статьи

Рынок автобетоносмесителей в России. Обзор основных игроков

Немного предыстории

Во времена СССР производство автобетоносмесителей осуществлялось, главным образом, на двух заводах – в городах Славянск (Украина) и Туймазы (Башкирия). В 80-е годы появились два новых завода – Каменский и Пушкинский. Точнее, заводы эти существовали и раньше, но производство бетоносмесителей здесь было налажено только после покупки лицензии германской фирмы "Штеттер".

После распада Советского Союза завод в Славянске сначала сократил производство, а потом и вовсе прекратил выпуск продукции. Пушкинский ремонтно-механический завод стал выпускать комплектующие для немецких партнеров, а рынок автобетоносмесителей поделили два оставшихся завода – Туймазинский (ТЗА) и Каменский, который сейчас называется «КОМЗ-Экспорт». Именно эти два завода стали основными игроками рынка в 90-х годах и до сих пор удерживают лидерство. Небольшая часть рынка приходится на импортную технику, чаще всего бывшую в употреблении.

Параллельно с этим менялся рынок шасси. Если в 80-х годах бетоносмесители (как и другая строительная техника) выпускалась на базе грузовых автомобилей КАМАЗ, МАЗ и КрАЗ, то сейчас грузовики КрАЗ практически ушли с российского рынка, а белорусские МАЗы остаются лишь в нижнем ценовом сегменте. Сегодня практически все отечественные «миксеры» выпускаются на шасси КАМАЗ. Это и понятно – доступная цена, простота в обслуживании и государственная поддержка практически не оставили шансов иностранным маркам.

Ассортимент моделей

Если взглянуть на статистику продаж автобетоносмесителей, то можно сразу же заметить, что почти две трети всех продаваемых моделей имеют объем 7 куб. м. Их доля составляет около 60%. Еще 15% приходится на смесители объемом 5 куб. м и столько же – на 9-кубовые модели.

В продаже встречаются модели на 6 куб.м., но они почти не пользуются спросом. Дело в том, что 6-кубовые барабаны ставятся на такие же шасси, что и 7-кубовые. В результате цена машин выходит почти одинаковая, а разница в объеме ощутима. По этой же причине почти нет спроса на модели объемом 8 м3 – они уступают 9-кубовым версиям.

Машины меньше 5 м3 в России практически не производятся, так что этот сегмент полностью занимает импортная техника. Чаще всего это японские машины б/у, завезенные через Дальний Восток. В западной части страны встречаются «европейцы», как правило, тоже не новые.

Автомобильные бетоносмесители объемом 10 м3 и больше – это единичные экземпляры, которые выпускаются очень ограниченными партиями и на рынке практически не представлены. 

«КОМЗ-Экспорт» - TIGARBO

Завод «КОМЗ-Экспорт», который владеет маркой «TIGARBO» сегодня является одним из двух основных игроков на российском рынке автобетоносмесителей.

Производство автобетоносмесителей на Каменском заводе было начато в 1978 году, по лицензии Stetter. В 90-е годы завод начал разрабатывать собственные модели, а тесные связи с КАМАЗ позволили предприятию не только пережить кризисное десятилетие, но вы выйти в лидеры.

Головное предприятие расположено в Ростовской области, в г. Каменск-Шахтинский, но сборочные производства работают не только в России, но и за границей. Техника «TIGARBO» собирается на украинских заводах (Харьков, Киев, Кременчуг, Винница), в Беларуси, Индии, Турции и ОАЭ.

В каталоге завода есть около сотни разных моделей бетоносмесителей TIGARBO объемом от 4 до 12 куб.м. Часть из них работают от двигателя шасси (такие модели обозначаются буквами DO), другие – от автономного двигателя (обозначение DA). Кроме того, модели могут отличаться конструкцией барабана (всего их три разных вида), типом гидравлической трансмиссии, системой подачи воды,

В качестве базовых шасси чаще всего используются автомобили КАМАЗ, но при необходимости возможна установка оборудования на любое другое шасси достаточной грузоподъемности и габаритов. Это может быть Volvo, Scania, Mercedes, MAN и т.д. В модельном ряду «КОМЗ-Экспорт» имеется несколько моделей на базе полуприцепов ИНТОК, Сеспель, СЗАП.  

Туймазинский завод автобетоносмесителей – ТЗА

Долгое время Туймазинские бетоносмесители проигрывали конкурентам по всем параметрам, за исключением цены. Именно низкая стоимость была тем козырем, который позволял заводу оставаться на плаву в 90-е годы и наращивать производство в начале двухтысячных. Но чтобы стать лидером, нужно было повышать качество, а для этого необходимо кардинально менять технологию производства.

Это и произошло в 2005 году, когда ТЗА вошел в группу КАМАЗ. Доступ к современным технологиям позволил наладить выпуск более современных моделей. Нехватку собственных комплектующих предприятие компенсирует импортом – в бетоносмесителях ТЗА используются узлы Bosch Rexroth, Brivini, Transmital Bonfigli, Antonelly и ZF.

Сейчас на заводе серийно производят около 10 моделей с рабочим объемом от 5 до 12 куб.м. В качестве шасси используются автомобили КАМАЗ и УРАЛ, хотя по желанию заказчика возможна установка оборудование на шасси любой марки. Для вращения барабана используется гидропривод, который работает либо от основного двигателя шасси, либо от автономного мотора.

Механический привод признан безнадежно устаревшим и больше не используется. Последней моделью, в которой использовалась механическая передача, был 5-кубовый 581412 (СБ-92В-2) на шасси КАМАЗ-55111. Сейчас на всех выпускаемых «миксерах» используется гидравлический привод. Для мощных моделей приходится использовать автономный двигатель, поскольку штатный двигатель шасси не всегда справляется с нагрузкой. Предполагается, что проблема исчезнет, когда КАМАЗ запустит в производство двигатели на 300 и 500 л.с.

Инженеры туймазинского завода не боятся экспериментировать и выпускать на рынок новые модели. Так, например, недавно они представили автобетононасос-смеситель, оснащенный распределительной стрелой. Такие машины широко используются в Европе и США, но в России пока не получили распространения. Они не годятся для высотного строительства, а для малоэтажного – слишком дороги в эксплуатации.

Другие отечественные производители

Доля остальных производителей на рынке невелика, но все же совсем сбрасывать их со счетов нельзя. Пушкинский машиностроительный завод, который, как и Каменский, наладил выпуск автобетоносмесителей по лицензии Stetter в 1980 году. Но если «КОМЗ-Экспорт» впоследствии начал разрабатывать и производить собственные модели, то ПМЗ пошел по пути более тесного сотрудничества с немецким партнером. Сейчас здесь производят барабаны для бетоносмесителей Stetter, которые отправляются в Германию. Некоторые из них возвращаются обратно уже на автомобильном шасси и продаются под вывеской «Made in Germany». На самом деле, компания Stetter вообще не производит барабаны для своих бетоносмесителей – для них это делают заводы в России и Индии.

Впрочем, Пушкинский завод выпускает бетоносмесители и под собственной маркой, но их количество невелико – около 150 готовых бетоносмесителей в год. Для сравнения – ТЗА и КОМЗ-Экспорт производят в год до 3000 машин.

Смесители ПМЗ могут иметь объем от 4 до 15 куб. м. и устанавливаются на любые шасси. Для многих популярных грузовиков уже есть готовые решения, поэтому монтаж смесителя на шасси КАМАЗ, МАЗ, МЗКТ, Scania, Volvo, Ford или Mercedes производится максимально быстро. Для других типов шасси монтаж займет больше времени и будет стоить дороже.

Фактически, завод продает бетоносмесители Stetter под собственным брендом, поскольку все комплектующие, которых нет в России, закупаются в Германии по партнерским ценам.

Во время строительного бума в начале двухтысячных многие российские заводы пробовали выйти на рынок бетононасосов и смесителей. Например, «Бецема» (г. Краногорск) выпустила автобетоносмеситель на шасси Volvo и даже представила его на специализированной выставке. Но дальше опытного образца дело не пошло – предприятию не хватило собственных мощностей, а планы построить новый завод так и остались планами.

Техника из Германии

Среди импортных автобетоносмесителей наиболее заметны машины немецкого производства. Это и не удивительно – Германия является признанным лидером в этой отрасли. Смесители Liebherr можно довольно часто встретить на российских строительных площадках. Эта компания производит машины с барабанами 6-15 м3, которые устанавливаются на любое шасси. Во всяком случае, производитель утверждает, что шасси может быть любое. На самом деле, конечно, компания работает, главным образом с техникой «большой семерки» (Mercedes-Benz, Volvo, Scania, MAN, Renault, DAF, Iveco). Также есть возможность собрать миксер на полуприцепе и использовать его с любым тягачом.

В отличие от многих других производителей, Liebherr выпускает модели бетоносмесителей с ленточным транспортером. Такая конструкция намного удобнее, чем бетононасосы со стрелой, а главное – дешевле в эксплуатации. К тому же, по транспортерной ленте можно подавать не только бетон, но и другие материалы – песок, щебень и т.д. Производительность транспортера – до 70 м3/час; вылет стрелы – от 11,5 до 16,2 метра в зависимости от модели.

Второй крупный производитель из Германии – уже упоминавшаяся компания Stetter. Юридически она входит в состав Schwing Group. Миксеры «Штеттер» могут оснащаться барабанами от 6 до 15 куб.м. При необходимости они комплектуются автономным двиагтелем Deutz. Кроме автомобильных моделей компания также предлагает смесители на базе полуприцепа. Объем барабана 10 или 12 куб.м., отбор мощности от двигателя тягача или от автономного двигателя. Для заказа доступны варианты «облегченных» смесителей объемом от 7 до 9 куб.м., а также версии «мультилифт» и стационарные бетоносмесители.

Ключевой партнер Stetter – компания Schwing, которая специализируется на выпуске бетононасосов, в том числе и на автомобильном шасси. Одна из самых популярных моделей – 7-кубовый автобетононасос на 4-осном шасси. Машина может комплектоваться бетоноводом длиной 24 метра (диаметр – 120 мм) или 26 метров (в этом случае диаметр 100 мм).

Наконец, последний в нашем списке немецкий производитель – компания Putzmeister, которая производит стационарные бетононасосы и автомобильные бетоносмесители Pumi с выносной стрелой. Объем барабана у них составляет 6 или 7 куб.м., а максимальная высота подъема стрелы – 20 или 30 метров.

Продукция итальянских марок

Среди итальянских производителей, техника которых время от времени встречается в России, можно назвать марку Cifa. В 2008 году акции компании перешли к китайскому концерну Zoomlion, но бетоносмесители производятся в Италии под прежним названием.

Помимо обычных моделей на 7-12 куб.м., здесь выпускают смесители серии SLX (облегченные) и HD (повышенной прочности). Смеситель может быть установлен на любое шасси европейского производства, но предпочтение отдается грузовым автомобилям Iveco.

Помимо классических «миксеров» Cifa предлагает также бетононасосы с выносной стрелой. Объем барабана – до 10 м3, высота подъема – до 31 м.

Еще один итальянский производитель – фирма Imer. Она выпускает «миксеры» от 3 до 14 куб.м., причем как обычные, так и в «облегченном» исполнении. Главная коммерческая «фишка» этого производителя – особенная сверхпрочная сталь Imer Wear, которая позволяет выпускать барабаны с меньшей толщиной стенок и, соответственно, меньшего веса. Смесители монтируются на автомобильные шасси или на полуприцепы.

 

Конечно, это далеко не полный список фирм, которые производят автобетоносмесители для российского рынка. Есть еще техника KARDE (Турция), Sakara (Финляндия), а также множество китайской марок - Howo, FAW, Shaahxi, DongFeng и другие. Но все это, как правило, единичные экземпляры, которые не влияют на общую картину рынка.  

Закрыть
Заявка на лизинг
Закрыть
Заявка на заказ техники